О запрете закупок отдельных видов товаров машиностроения
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 года № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены перечень отдельных видов товаров машиностроения, в отношении которых устанавливается запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам, и требования, предъявляемые к этим видам товаров машиностроения.
Основные изменения в связи с принятием Постановления № 656
Запрещено закупать продукцию иностранного происхождения, а не иностранных марок и брендов. Продукция произведенная на территории России, при соблюдении определенного уровня локализации, признается продукцией российского производства. Так, например, не запрещено осуществлять закупку автомобиля «Toyota», если данный конкретный автомобиль был произведен в России.
Подтверждением страны происхождения продукции является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом Российской Федерации, Республики Белоруссия или Республики Казахстан. Подтверждением соответствия товаров, указанных в п. 15 - 23, 24 - 27 и 29 - 42 перечня, требованиям, предусмотренным пп. «б» и «в» п. 1, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой.
Запрет не распространяется на продукцию производителей из Республики Белоруссия и Республики Казахстан перечисленную в пп. 1 - 14, 28 и 43 - 66 перечня.
Официальное сообщение А.Дворковича об ограничении госзакупок некоторых видов техники иностранного производства на совещании с вице-премьерами 14.07.14 года
Выдержка из протокола совещания опубликованной на сайте Правительства РФ:
Д.Медведев: Также целый ряд документов мною был подписан по вопросам поддержки российской промышленности в условиях нашего членства в ВТО. Принимая во внимание текущую ситуацию, в этой работе нужно использовать более активно такой инструмент, как государственные закупки. Государство у нас покупает очень много, на приобретение товаров и услуг из бюджета выделяются колоссальные средства, и, конечно, исходя из общих соображений, лучше, если они достаются отечественным компаниям, чем иностранным производителям, в том случае, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовым критериям. Это даёт дополнительные возможности и для технологической модернизации производства, включая машиностроение, способствует так называемому импортозамещению.
По этому постановлению, которое в настоящий момент подготовлено, устанавливается запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов машин и техники иностранного производства. Речь идёт не только о резонансных темах, о которых любят говорить (это автомобили для должностных лиц, чиновников), но и об общественном транспорте, специальной технике, которая используется нашими экстренными службами, бюджетными организациями, о технике, которая применяется в коммунальном хозяйстве, строительстве, целом ряде других сфер.
Конечно, этот документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями – это было бы неправильно просто. Наоборот, он предусматривает развитие их производственной кооперации с российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов.
Таким образом, надеюсь, это поможет соблюсти необходимый баланс на рынке и в конечном счёте будет способствовать лучшему удовлетворению в таких услугах.
Я этот документ только что подписал. Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), вы этот проект координировали, подготовку этого документа. Расскажите, к кому он применяется и по каким критериям.
А.Дворкович: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Основные позиции Вы уже назвали. Действительно, речь идёт о запрете приобретения для государственных и муниципальных нужд различных видов машиностроительной продукции, прежде всего автомобильной техники. Если говорить собственно об автомобилях, действительно, речь идёт и об органах госвласти, и о бюджетных учреждениях. Причём под словом «иностранная» – а именно иностранную технику нельзя будет приобретать – понимается та техника, которая производится не на территории Российской Федерации.
Д.Медведев: То есть имеются в виду не иностранные бренды, которые созданы за рубежом, а техника, которая производится на территории других стран.
А.Дворкович: Других государств.
Д.Медведев: Эти же бренды, которые у нас производятся, являются российской техникой.
А.Дворкович: Да. Бренды, которые производятся у нас, для данного постановления являются российской техникой, если достигается обусловленный контрактами уровень локализации.
Д.Медведев: А какой это уровень?
А.Дворкович: Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, должен будет дойти до 60–70% к 2018 году. Если компании будут этот график соблюдать, то они будут иметь возможность продавать эту технику и для государственных и муниципальных нужд, а не только на обычных коммерческих условиях на рынке.
Также Вы уже упомянули коммунальную технику, строительную технику, технику специального назначения. Здесь будут применяться те же самые критерии, те же самые условия. Причём при составлении списка мы проанализировали детально имеющиеся возможности и мощности российских производств, а также их планы по кооперации с иностранными производителями. По всем позициям у нас есть уверенность, что эту технику можно будет выпустить в России приемлемого, конкурентоспособного качества и по ценам, которые соответствуют уровню конкурентов.
Никакого завышения цен здесь не предвидится, условия конкуренции не нарушаются, антимонопольная служба согласовала этот проект, несмотря на то, что она всегда очень внимательно смотрит на такого типа ограничения конкуренции. У нас здесь есть уверенность, что мы сможем реализовать в полной мере преимущества российской промышленности, поднять её на новый технологический уровень за счёт таких дополнительных преференций.
Хотел также упомянуть, что в настоящее время готовится ещё два проекта постановлений. Первый касается текстильной продукции. Здесь пока завершается согласование, но базовый перечень уже определён, больших разногласий нет. Думаю, что в ближайшие две-три недели мы сможем представить Вам на подпись этот документ, и он будет являться реальным стимулом для развития российской текстильной промышленности. В отдельных нишах наши компании уже работают неплохо, но перспектива есть.
Третий документ, наиболее чувствительный, наиболее сложный, касается медицинской техники. Здесь мы должны будем ещё потратить довольно значительное время, чтобы окончательно согласовать, какую технику мы можем ограничить с точки зрения приобретения у иностранных производителей.
Ознакомиться с актуальными нормативными актами, действующими в сфере применения Закона № 44-ФЗ, Вы можете в разделе нашего сайта Контрактная система (44-ФЗ).
Для Вас доступна дистанционная программа обучения руководителей контрактных служб, контрактных управляющих и специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок. Программа обучения имеет практическую направленность и построена согласно логике и последовательности действий заказчика при переходе от работы по Закону № 94-ФЗ к работе по контрактной системе (Закону № 44-ФЗ).